Меню
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
БУОО «Орловский областной ветеринарный центр»
Телефон для справок:
+7 4862 59-41-97
Подписка на новости
Новости

МЭБ: оценка ветеринарных услуг

Портал Ветеринария.рф публикует перевод первой части главы 3.2 "Оценка ветеринарных услуг" Кодекса здоровья наземных животных МЭБ. С оригиналом документа можно ознакомиться здесь.  Статья 3.2.1. Общие положения Оценка ветеринарных служб является важным элементом процесса анализа рисков, которую страны могут законно использовать в своих докладах о здоровье животных и санитарном контроле международной торговли животными, продуктами животного происхождения, генетическим материалом животных и кормами для животных. Любая оценка должна проводиться с должным учетом главы 3.1. Чтобы обеспечить максимальную объективность в процессе оценки, важно, чтобы применялись определенные стандарты проверки. МЭБ разработало эти рекомендации, которые могут быть практически применены к оценке Ветеринарных служб. Они имеют отношение к оценке Ветеринарных служб одной страны другими для целей анализа рисков в международной торговле. Рекомендации также применимы для оценки страной своих Ветеринарных служб - процесса, известного как самооценка, и для периодической переоценки. Эти рекомендации должны использоваться экспертами МЭБ при содействии проведению оценки под эгидой МЭБ по просьбе страны-члена. При применении этих рекомендаций по оценке следует использовать Инструмент МЭБ для оценки эффективности ветеринарных служб (Инструмент PVS OIE). При проведении анализа рисков до принятия решения о санитарных или зоосанитарных условиях для ввоза товара, страна-импортер должна обосновать свою критику в отношении оценки деятельности Ветеринарной службы страны-экспортера. Цель оценки может заключаться в том, чтобы помочь надзорному органу в процессе принятия решений относительно приоритетов, которые должны формироваться Ветеринарными службами, или помочь процессу анализа риска в международной торговле животными и продуктами животного происхождения, к которым применяются официальные санитарные или зоосанитарные меры контроля. В обеих ситуациях оценка должна продемонстрировать, что Ветеринарные службы имеют возможность эффективного контроля санитарного и зоосанитарного статуса животных и продуктов животного происхождения. К ключевым элементам, которые должны быть охвачены в этом процессе, относятся адекватность ресурсов, управленческий потенциал, законодательная и административная инфраструктура, независимость при осуществлении официальных функций и история выполнения, включая отчетность о заболеваниях. Хорошее управление - это ключ к компетентности, честности и уверенности в организациях. Взаимная уверенность между соответствующими официальными ветеринарными службами стран-партнеров вносит существенный вклад в стабильность международной торговли животными и продуктами, связанными с животными. В этой ситуации контроль направлен больше на экспортирующую страну, чем на импортирующую страну. Хотя количественные данные могут быть предоставлены Ветеринарным службам, окончательная оценка будет по существу качественной. Хотя целесообразно оценивать ресурсы и инфраструктуру (организационную, административную и законодательную), уместно также уделить особое внимание оценке качества результатов и эффективности деятельности Ветеринарных служб. Оценка должна учитывать любые системы качества, используемые Ветеринарными службами. Импортирующая страна имеет право гарантировать, что информация о санитарных или зоосанитарных ситуациях, предоставляемых Ветеринарными службами экспортирующей страны, является объективной, содержательной и правильной. Кроме того, Ветеринарные службы импортирующей страны имеют право рассчитывать на валидность в ветеринарной сертификации экспорта. Страна-экспортер имеет право ожидать, что ее животные и продукты животного происхождения получат разумное и действенное лечение, если они будут подвергнуты инспекции импорта в стране назначения. Страна также должна быть в состоянии ожидать, что любая оценка ее стандартов и результатов будет проводиться на недискриминационной основе. Импортирующая страна должна быть подготовлена и способна защищать любую позицию, которую она принимает в результате оценки. Поскольку ветеринарный орган не является частью Ветеринарных служб, необходимо провести оценку этого органа, чтобы включить регистрацию или лицензирование ветеринаров и разрешение ветеринарных парапрофессионалов. Статья 3.2.2. Объем При оценке Ветеринарных служб в зависимости от цели оценки могут учитываться следующие пункты: организация, структура и полномочия Ветеринарных служб; отдел кадров; материальные (в том числе финансовые) ресурсы; ветеринарное законодательство, нормативные рамки и функциональные возможности; здоровье животных, благосостояние животных и ветеринарный контроль общественного здоровья; формальные системы качества, включая политику в области качества; оценки эффективности и аудита; участие в деятельности МЭБ и соблюдение обязательств стран-членов. Следует также учитывать организационную структуру и функционирование ветеринарного уставного органа. Статья 3.2.14. излагает соответствующие требования к информации для: самооценки Ветеринарным органом, который понимает необходимость подготовки информации для национальных или международных целей, оценки потенциальной или фактической страной-импортером Ветеринарных служб предполагаемой или фактической страны-экспортера, проверка оценки в ходе посещения страны-экспортера страной-импортером, оценка третьими сторонами, такими как эксперты ПВБ МЭБ или региональные организации. Статья 3.2.3. Критерии оценки организационной структуры ключевого элемента Ветеринарной службы - это исследование организации и структуры официальных ветеринарных служб. Ветеринарные службы должны определять и излагать свою политику, цели и приверженность системам и стандартам качества. Эти организационные и политические заявления должны быть описаны подробно. Для оценки должны быть представлены организационные схемы и детали функциональных обязанностей персонала. Роль и ответственность Главного ветеринарного врача / Ветеринарного директора должны быть четко определены. Следует также описать линии командования. В организационной структуре также должны быть четко определены отношения руководителей подведомственных органов с главным ветеринарным врачом / ветеринарным директором и ветеринарными службами. Должны быть также описаны формальные отношения с уставными властями и с отраслевыми организациями и ассоциациями. Признается, что услуги могут периодически меняться по своей структуре. Основные изменения должны быть уведомлены торговым партнерам, чтобы можно было оценить влияние реструктуризации. Должны быть определены организационные компоненты Ветеринарных служб, которые несут ответственность за ключевые функциональные возможности. Эти возможности включают в себя эпидемиологический надзор, борьбу с болезнями, контроль за импортом, системы отчетности о болезнях животных, системы идентификации животных, системы отслеживания, системы контроля за движением животных, связь эпидемиологической информации, обучение, инспекцию и сертификацию. Необходимо описать лабораторные и полевые системы и их организационные отношения. Чтобы укрепить надежность и достоверность своих услуг, Ветеринарные службы должны создать системы качества, соответствующие их сферам деятельности, а также характеру и масштабу деятельности, которую они выполняют. Оценка таких систем должна быть как можно более объективной. Только ветеринарный орган отвечает за страну в отношении официального международного диалога. Это также особенно важно для случаев, когда применяются зонирование и компартментализация. Обязанности Ветеринарного органа должны быть четко определены в процессе оценки Ветеринарных служб. Поскольку некоторые страны имеют некоторые соответствующие роли Ветеринарной службы, принадлежащей автономным субнациональным (государственным / провинциальным, муниципальным) государственным органам, существует важная потребность в оценке роли и функций этих услуг. Подробная информация об их ролях, отношениях (юридических и административных) друг с другом и с Ветеринарным органом должна быть доступна для оценки. Также должны быть доступны ежегодные отчеты, обзор результатов и доступ к другой информации, относящейся к деятельности в области охраны здоровья животных таких органов. Аналогично, когда Ветеринарный орган имеет договоренности с другими поставщиками соответствующих услуг, таких как университеты, лаборатории, информационные службы и т. д. эти механизмы также должны быть описаны. В целях оценки целесообразно ожидать, что организационные и функциональные стандарты, применяемые к Ветеринарному органу, также должны применяться к поставщикам услуг. Статья 3.2.4. Критерии оценки для систем качества.    Ветеринарные службы должны продемонстрировать приверженность качеству процессов и результатов их услуг. В тех случаях, когда услуги или компоненты услуг предоставляются в рамках официальной программы систем качества, основанной на рекомендуемых стандартах МЭБ или, особенно в случае лабораторных компонентов других признанных во всем мире стандартов качества, Ветеринарные службы, проходящие оценку, должны предоставлять доказательства аккредитации , подробные сведения о документально подтвержденных процессах качества и документированные результаты всех соответствующих проверок. В тех случаях, когда ветеринарные службы, подвергающиеся оценке, широко используют формальные системы качества при предоставлении своих услуг, уместно, чтобы больший акцент делался на результатах оценки этих систем качества, чем на ресурсных и инфраструктурных компонентах услуг. Статья 3.2.5. Критерии оценки для человеческих ресурсов. Ветеринарные службы должны продемонстрировать компоненты людских ресурсов включает в себя неотъемлемую часть штатных сотрудников гражданской службы. Это ядро должно всегда включать ветеринаров. Сюда также должны входить административные должностные лица и ветеринарные парапрофессионалы. В число человеческих ресурсов могут также входить ветеринары с частичной занятостью в частным секторе и ветеринарные парапрофессионалы. Крайне важно, чтобы все вышеуказанные категории персонала облагались юридическими дисциплинарными положениями. Должны быть доступны данные, относящиеся к ресурсной базе проходящих экспертизу ветеринарных служб. Помимо необработанных количественных данных по этой ресурсной базе, функции различных категорий персонала в Ветеринарных службах должны быть подробно описаны. Это необходимо для анализа и оценки уместности применения квалифицированных навыков к задачам, выполняемым Ветеринарными службами, и может иметь значение, например, для роли ветеринаров и ветеринарных парапрофессионалов в полевых службах. В этом случае оценка должна обеспечивать уверенность в том, что мониторинг болезни проводится достаточным количеством квалифицированных, опытных полевых ветеринаров, которые непосредственно участвуют в посещении ферм. Не должно быть чрезмерной зависимости от ветеринарных парапрофессионалов для выполнения этой задачи. Анализ этих данных может быть использован для оценки потенциала Ветеринарных служб, чтобы иметь надежные знания о состоянии здоровья животных в стране и поддерживать оптимальный уровень программы борьбы с болезнями животных. Большое количество частных ветеринаров не предоставило бы Ветеринарным службам эффективную эпизоотологическую информационную базу без законодательных (например, обязательной отчетности о подлежащих регистрации заболеваниях) и административных (например, официальных системах наблюдения за животными и системы отчетности) рапортов. Эти данные должны оцениваться применительно к другой информации, описанной в этой главе. Например, крупный полевой персонал (ветеринары и ветеринарные парапрофессионалы) нуждаются в фиксированных, мобильных и бюджетных ресурсах для деятельности по охране здоровья животных на территории животноводства страны. Если недостатки очевидны, есть основания оспаривать обоснованность эпизоотологической информации. Статья 3.2.6. Критерии оценки для материальных ресурсов. Финансовая. Должна быть доступна ежегодная бюджетная информация о Ветеринарных службах, которая должна включать в себя детали, изложенные в типовой вопроснике из Статьи 3.2.14. Требуется информация об условиях службы для ветеринарного персонала (включая заработную плату и стимулы), которая должна обеспечивать сравнение с частным сектором и, возможно, с другими специалистами. Информация также должна быть доступна по неправительственным источникам дохода, доступным ветеринарам и их официальным обязанностям. Административное обслуживание. Ветеринарные службы должны размещаться в помещениях, подходящих для эффективного выполнения их функций. Отделы Ветеринарных служб должны располагаться как можно ближе друг к другу на центральном уровне и в регионах, где они представлены, чтобы облегчить эффективную внутреннюю связь и функционирование. Коммуникации. Ветеринарные службы должны иметь возможность продемонстрировать, что они имеют надежный доступ к эффективным системам связи, особенно для программ наблюдения и контроля за здоровьем животных. Налаженная система связи в компонентах услуг на местах этих программ или между периферийными офисами и штаб-квартирой или между Ветеринарными службами и другими соответствующими административными и профессиональными услугами означают неотъемлемую слабость этих программ. Следует также продемонстрировать адекватные системы связи между лабораториями и между полевыми и лабораторными компонентами Ветеринарных служб. Примерами типов сообщений, которые должны регулярно использоваться на адекватной общенациональной основе, являются национальные почтовые, грузовые и телефонные сети. Быстрые курьерские услуги, факсимильные и электронные системы обмена данными, такие как электронная почта и Интернет-услуги, являются примерами полезных типов связи, которые, если они доступны, могут дополнять или заменять другие. Средства для быстрого международного сообщения должны быть доступны Ветеринарному органу, чтобы сообщать об изменениях в состоянии национальной болезни в соответствии с рекомендациями МЭБ и осуществлять двусторонние контакты по неотложным вопросам с соответствующими ветеринарными органами в странах-торговых партнерах. Системы транспорта. Наличие достаточного количества надежных транспортных средств необходимо для выполнения многих функций Ветеринарных служб. Это относится, в частности, к компонентам полевых услуг, связанных с деятельностью в области охраны здоровья животных, таких как поездки в случае чрезвычайных ситуаций. В противном случае Ветеринарные службы не могут гарантировать партнерские услуги в других странах, что они контролируют ситуацию с здоровьем животных в стране. Соответствующие средства транспорт также имеют жизненно важное значение для удовлетворительного получения образцов, которые должны быть проверены в ветеринарных лабораториях, для проверки импорта и экспорта, а также для контроля за животными и продуктами животного происхождения в отдаленных производственных или перерабатывающих предприятиях. Технические характеристики, доступные в лабораториях, должны включать данные о ресурсах, осуществляемые программы, а также недавно завершенные и обзорные доклады о роли или функциях лаборатории. Информация, указанная в типовой анкете, должна использоваться при оценке лабораторных услуг. Холодильные и морозильные системы должны использоваться по всей стране для обеспечения надлежащей низкотемпературной защиты для лабораторных образцов в пути или ожидания анализа, а также ветеринарных медицинских продуктов, таких как вакцины, когда они необходимы для использования в программах борьбы с болезнями животных. Если эти возможности не могут быть предоставлены, многие виды результатов испытаний, а также эффективность некоторых программ борьбы с болезнями и системы экспортных инспекций в стране, подвергающейся оценке, должны быть перепроверены. Диагностические лаборатории. Анализ компонента лабораторной службы Ветеринарных служб, который будет включать официальные правительственные лаборатории и другие лаборатории, уполномоченные Ветеринарными службами для определенных целей, является важным элементом процесса оценки. Качество ветеринарных диагностических лабораторий страны лежит в основе всех процессов контроля и сертификации зоосанитарного или санитарного статуса экспортируемых животных и продуктов животного происхождения, поэтому эти лаборатории должны подвергаться жестким процедурам обеспечения качества и должны использовать международные программы обеспечения качества ( где это возможно) для стандартизации методологий тестирования и тестирования. Примером является использование Международной стандартной сыворотки для стандартизации реагентов. В странах, где имеется более одной диагностической лаборатории для данного патогенного агента, назначение Национальной справочной лаборатории для этого патогенного агента может способствовать качеству анализа, выполняемого диагностических лабораторий. Качество анализа одинаково важно для тестирования, проведенного на отдельных экспортных отправлениях, в отношении более широких текущих режимов тестирования, которые используются для определения профилей здоровья животных и ветеринарных заболеваний в стране и поддержки ее программ борьбы с болезнями. При оценки ветеринарных диагностических лабораторий выбираются те, которые касаются либо здоровья животных, либо ветеринарной медико-санитарной деятельности. Ветеринарные службы должны утверждать и сертифицировать эти лаборатории и регулярно их проверять. Исследование. Сфера охвата здоровья животных, благосостояния животных и проблем ветеринарного общественного здравоохранения в соответствующей стране, этапы, достигнутые при контроле, которые направлены на решение этих проблем и их относительную важность можно в определенной степени измерить путем анализа информации о правительственных приоритетах и программах исследований. Эта информация должна быть доступна для целей оценки.    Статья 3.2.7. Определение функциональных возможностей. Здоровье животных, благосостояние животных и ветеринарное общественное здравоохранение. Ветеринарный орган должен иметь возможность продемонстрировать, что он обладает способностью, поддерживаемой соответствующим законодательством, осуществлять контроль над всеми вопросами здоровья животных и животных. Эти меры контроля должны включать, в случае необходимости, обязательное уведомление о предписанных заболеваниях животных, осмотре, контроле передвижения через системы, которые обеспечивают надлежащую прослеживаемость, регистрацию объектов, карантин зараженных помещений или районов, тестирование, лечение, гуманное убийство инфицированных животных, удаление туш , или уничтожение загрязненных материалов, контроль за использованием ветеринарных медикаментов и т. д. В сферу законодательного контроля должны входить домашние животные и их репродуктивный материал, продукты животного происхождения, дикая природа, болезни, общие для людей и домашних животных, и другие продукты, подлежащие ветеринарному контролю. Должны существовать договоренности о сотрудничестве с Ветеринарными органами соседних стран в области борьбы с болезнями животных в приграничных районах и установления связей для признания и регулирования трансграничной деятельности. В структуре Ветеринарных служб должен быть должным образом обучен персонал, в обязанности которого входит благосостояние животных. Информация о законодательстве о ветеринарном общественном здравоохранении, касающемся производства продуктов животного происхождения для национального потребления, также может быть подвергнута оценке. Экспедиционная и импортная инспекция. Необходимо иметь соответствующее законодательство и адекватные возможности для определения методов контроля и систематического контроля за импорта и экспорта, поскольку этот контроль относится к санитарным и зоосанитарным вопросам. Оценка должна также включать рассмотрение административных инструкций для обеспечения соблюдения предэкспортного периода. Ветеринарный орган должен иметь возможность продемонстрировать, что у него есть достаточные возможности и законодательная поддержка для зоосанитарного контроля импорта и транзита животных, продуктов животного происхождения и других материалов, которые могут переносить болезни животных. Это может потребоваться для ответа на запрос Ветеринарных служб о том, что состояние здоровья животных в стране является соответствующим образом стабильным, и что перекрестное загрязнение экспорта от импорта неизвестного или менее благоприятного зоосанитарного статуса маловероятно. Те же соображения должны применяться в отношении ветеринарного контроля общественного здоровья. Ветеринарные службы должны быть в состоянии продемонстрировать, что нет конфликта интересов при сертификации ветеринаров, выполняющих служебные обязанности. В законодательстве также должно быть дано право отклонить или отозвать официальную сертификацию. Должны быть предусмотрены положения о наказаниях, применяемых к злоупотреблениям со стороны сертифицирующих должностных лиц. Ветеринарные службы должны продемонстрировать, что они способны предоставить точную и действительную сертификацию на экспорт животных и продуктов животного происхождения на основе глав 5.1. и 5.2. Они должны иметь надлежащим образом организованные процедуры, которые гарантируют, что сертификаты гигиены или здоровья животных выдаются эффективными и безопасными методами. Система контроля документации должна иметь возможность достоверно сопоставлять данные сертификации с соответствующими экспортными грузами и с любыми проверками, на основе которых были отправлены грузы. Важной является безопасность в процессе экспортной сертификации, включая передачу электронной документации. Желательна система независимого обзора соблюдения сертификации, чтобы защитить от мошенничества при сертификации должностными лицами, частными лицами или корпорациями. У сертифицирующего ветеринара не должно быть конфликта интересов с коммерческими компаниями, чья продукция проходит сертификацию.