Меню
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
БУ ОО «ЦВ ЭО Орловского района»
Подписка на новости
Новости

Кодекс здоровья водных животных: ульцеративный дермальный некроз

Ассоциация «Ветбезопасность» продолжает переводы Кодекса здоровья водных животных. Сегодня мы знакомим читателей с переводом статьи про ульцеративный дермальный некроз (глава 10.2). Статья 10.2.1 определяет понятие ульцеративного некроза – это инфекция, вызываемая Oomycete Fungus Aphanomyces Invadans. Статья 10.2.2 определяет виды рыб, для которых даются рекомендации в этой главе. Это желтоперый лещ, анабас, угорь, косатковые, серебряный окунь, атлантический менхэден, каранги, катля, полосатый змееголов, циррина белая, торпедообразный сом и другие виды сомов, летучая рыба, бычки, роху, лабео, морские окуни, полосатая кефаль и другие кефали, аю, пунтиусы, нефритовый окунь, песчаная силага, змеевидный гурами, обычный брызгун, серебряный барбус, пятнистый скат, гигантский гурами, темный плоскоголов, калканы, розовый горчак, красноперка, терапон и пятнистый гурами. Статья 10.2.3 фиксирует требования по перевозке рыб и рыбной продукции (указанных выше видов) для любых целей, несмотря на статус по ульцеративному дермальному некрозу, присвоенный стране-экспортеру, зоне или компартменту. Государственная ветеринарная служба не должна запрашивать выполнения необходимых условий (описанных в статьях 10.2.7.-10.2.11.) по заболеванию при импорте или перевозке для любых целей продукции, которая была стерилизована при высокой температуре и герметически упакована (например, при температуре 121 градусов по Цельсию хотя бы течение 3,6 минут, или в эквивалентных условиях). То же относится к рыбной продукции, пастеризованной при температуре 90 градусов по Цельсию в течение 10 минут (или в других эквивалентных условиях, достаточных для ликвидации A. invadans). Следующий вид продукции, не требующий выполнения дополнительных условий, – это высушенная механическим способом и выпотрошенная рыба (к примеру, при температуре 100 градусов по Цельсию в течение получаса, или при любых других эквивалентных условиях, которые подходят для ликвидации A. invadans). В эту группу входят рыбий жир, высушенная рыбная продукция, замороженная потрошеная рыба, замороженное филе или стейки. Если перевозится или импортируется другая рыбная продукция или рыба (указанных в статье 10.2.2. видов), госветслужба обязана требовать соблюдение условий, описанных в статьях с 10.2.7. по 10.2.11., исходя из статуса страны, зоны или компартмента по заболеванию. В случае если производится импорт или транзит рыбы и рыбной продукции других видов из страны, зоны или компармента, которая не является свободной от ульцеративного некроза, необходимо учитывать, может ли данный вид рыбы нести в себе риск переноса заболевания. Государственная ветеринарная служба должна провести анализ рисков по рекомендациям МЭБ, о результатах которого необходимо уведомить страну-экспортера. Статья 10.2.4 фиксирует требования к получению статуса страны, свободной от ульцеративного некроза. Если страна делит зону с другими государствами, то возможно только проведение самодекларации о свободе (процедура проводится внутренней госветслужбой) в том случае, если все общие водные территории признаны свободными от ульцеративного некроза. Первый способ: самодекларация возможна, если государство не имело вспышек заболевания за последние десять лет, имея условия, которые способствуют выражению клинических признаков. При этом страна все это время должна использовать базовые методы по обеспечению биобезопасности (в том числе систему раннего оповещения). Второй способ: самодекларация возможна и в том случае, если статус по заболеванию до выборочного мониторинга был неизвестен, но базовые методы по обеспечению биобезопасности использовались в течение двух лет и мониторинг, проводимый по рекомендациям МЭБ, за последние два года не выявил случаев ульцеративного некроза. Самодекларация также возможна в том случае, если процедура уже совершалась ранее, но свободный статус был утерян из-за обнаружения новых случаев болезни. При этом в месте вспышки должны быть объявлены зона поражения инфекцией и зона протекции. Также инфицированная популяция должна быть уничтожена или удалена из зоны, что минимизирует риск распространения болезни. Все дезинфекционные процедуры должны быть завершены. Система биобезопасности при этом должна быть изучена заново и модифицирована по необходимости. И последнее условие: мониторинг, проводимый за период в два года, не должен выявить новую вспышку ульцеративного некроза. В такой период другие зоны могут быть объявлены свободными по заболеванию, если соблюдаются соответствующие условия. Статья 10.2.5 содержит требования к зоне или компартменту, свободным от ульцеративного некроза. Если зона или компартмент располагаются на территории более чем одного государства, то они могут быть признаны свободными по заболеванию в том случае, если госветслужбы этих стран подтвердят выполнение необходимых условий. Первый способ: зона или компартмент внутри территории одного или нескольких государств, не имеющих статус свободных по ульцеративному некрозу, могут быть признаны свободными по заболеванию, если государственные ветеринарные службы стран или страны подтвердят, что там обитают указанные в статье 10.2.2. виды рыб, но не было вспышек болезни за последние десять лет. При этом базовые методы по обеспечению биобезопасности должны использоваться на территории в течение минимум десяти лет. Второй способ: зона или компартмент могут получить статус свободных, если будет признано, что статус по заболеванию до выборочного мониторинга был неизвестен, но базовые методы по обеспечению биобезопасности использовались в течение двух лет и мониторинг, проводимый по рекомендациям МЭБ, за последние два года не выявил случаев ульцеративного некроза.

Если статус был утерян из-за вспышки заболевания, то для получения свободного статуса необходимы следующие условия. В месте вспышки должны быть объявлены зона поражения инфекцией и зона протекции. Также инфицированная популяция должна быть уничтожена или удалена из зоны, что минимизирует риск распространения болезни. Все дезинфекционные процедуры должны быть завершены. Система биобезопасности при этом должна быть изучена заново и модифицирована по необходимости. И последнее условие: мониторинг, проводимый за период в два года, не должен выявить новую вспышку ульцеративного некроза. Статья 10.2.6 описывает условия поддержания свободного статуса. Страна, зона или компартмент, которые получили статус свободных по ульцеративному некрозу первым способом, должны продолжать проводить меры по обеспечению биобезопасности. Страна, зона или компартмент, которые получили статус свободных вторым способом, могут не продолжать выборочный мониторинг и следить за исполнением необходимых процедур по биобезопасности. Однако для свободных зон или компартментов, находящихся внутри инфицированных стран, необходимо продолжение выборочного мониторинга на том уровне, который определяется Кодексом здоровья водных животных на основе исследований, проводимых по схожим инфекциям.  Статья 10.2.7 содержит рекомендации по импорту рыбы указанных видов и продукции из нее из страны, зоны или компартмента, свободных по ульцеративному некрозу. В этом случае государственная ветеринарная служба импортирующей стороны должна запрашивать накладные вместе с интернациональным сертификатом здоровья водных животных, выданным госветслужбой экспортирующей стороны или сертифицированным государственной ветеринарной службой органом. В последнем случае орган должен быть сертифицирован и со стороны импортирующего государства. Документация должна подтверждать, что место, откуда доставляется рыба или продукция, действительно является зоной, страной или компартментом, которые являются свободными от ульцеративного некроза. Статья 10.2.8 дает процедуру импорта рыбы указанных видов для разведения из страны, зоны или компартмента, которые не являются свободными по заболеванию. В этом случае госветслужба импортирующей стороны должна провести мониторинг рисков и рассмотреть процедуры, необходимые для снижения риска заноса заболевания. Если ввоз необходим для выращивания рыбы, то можно рассмотреть прямую доставку и пожизненное содержание рыбы в карантинном водоеме, а также проведение соответствующих мер по очистке от возбудителя перевезенной воды, оборудования, сточных вод и мусора. Если ввоз животных предусматривает разведение рыбы, то рассматривают следующие меры. Для экспортирующей стороны необходимо идентифицировать потенциальный ресурс популяции и оценить уровень здоровья. Также необходимо протестировать популяцию и выбрать основную (F-0), имеющую высокий статус здоровья по заболеванию. Для импортирующей стороны важно ввезти F-0 в карантинную зону, после чего исследовать популяцию на A. Invadans, чтобы определить, насколько рыба подходит для воспроизведения. После этого необходимо воспроизвести первое поколение (F-1) в карантинной зоне. Затем необходимо вырастить F-1 в таких условиях, которые могли бы выявить клинические признаки ульцеративного некроза, и протестировать рыб на болезнь. Если A. Invadans не были обнаружены, то популяция признается свободной по заболеванию и может быть выпущена из карантинной зоны. Если же наличие A. Invadans было подтверждено, популяцию необходимо уничтожить и утилизировать как биологические отходы. Статья 10.2.9 описывает импорт рыбы указанных видов и рыбной продукции из стран, зон и компартментов, не являющихся свободными по ульцеративному некрозу, для употребления в пищу человеком. В этом случае государственная ветеринарная служба импортирующей стороны должна провести анализ рисков и, если необходимо, потребовать, чтобы партия была отправлена напрямую в карантин для содержания, пока не будет переработана в соответствующую продукцию, указанную в статье 10.2.3. или любую другую, одобренную госветслужбой. При этом вода, используемая для транспортировки, а также сточные воды и мусор соответствующим образом очищаются от A. Invadans или утилизируется так, чтобы не допустить контакта с уязвимыми для заболевания видами. Для этого также рекомендуется рассмотрение возможности применения внутренних мер по рискам, связанным с рыбой, которая используется не для употребления в пищу человеком.

Статья 10.2.10 содержит требования по импорту рыбы указанных видов и рыбной продукции из стран, зон и компартментов, не являющихся свободными по ульцеративному некрозу, для агрикультурных (кормление животных), производственных и фармацевтических целей. В этом случае госветслужба импортирующей стороны должна требовать, чтобы партия была отправлена напрямую в карантин для убоя и последующей переработки в продукцию, одобренную государственной ветеринарной службой. При этом вода, используемая для транспортировки, а также сточные воды и мусор соответствующим образом очищаются от A. Invadans. Эти условия не относятся к продукции, указанной в статье 10.2.3. Статья 10.2.11 описывает импорт рыбы указанных видов и рыбной продукции из стран, зон и компартментов, не являющихся свободными по ульцеративному некрозу, для пищевой розничной торговли. Государственная ветеринарная служба не должна запрашивать соблюдение условий по заболеванию, несмотря на статус страны, зоны или компартмента, откуда осуществляется экспорт, при ввозе или транзите рыбного филе или охлажденных стейков, которые были приготовлены и упакованы для розничной торговли согласно требованиям МЭБ. Для этого также рекомендуется рассматривать применение внутренних мер по рискам, связанным с рыбой, которая используется не для употребления в пищу человеком. Если же это рыба видов, указанных в начале данной статьи, и соответствующая рыбная продукция другого плана, а экспорт производится из страны, зоны или компартмента, не имеющих статуса свободных по данному заболеванию, то госветслужба импортирующей стороны должна проанализировать риски и принять соответствующие меры, минимизирующие их.




Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее